Хроника: время гонять!
105 лет назад, 26 и 27 июня 1906 года, в окрестностях Ле Мана состоялись первые в истории кольцевые автогонки «Большого приза» – Гран-при Автомобильного клуба Франции.
Grand Prix de l'Automobile Club de France – так называлась гонка. Виктор Эмери, Камилль Женаци, Луи Риголли, Алессандро Каньо, Феличе Надзарро, Винченцо Лянча, Ференц Шиш – весь ареопаг лучших гонщиков своего времени принял предложение АКФ. Это были пилоты такого же масштаба, как современный гонщики Формулы-1, недаром само соревнование считается предтечей «Королевы автоспорта». По обыкновению времени, некоторые гонщики выступали под псевдонимами, такими как, например, «Де ля Тулубр». Вспомним, что подобная практика имела место и на других соревнованиях. Так, консул Австро-Венгрии в Ницце Эмиль Елинек гонялся под «ником» «Мистер Мерседес».
Трасса первого Гран-при была проложена в окрестностях Ле Мана, французского города в департаменте Сарт, более известного любителям автоспорта как место проведения 24-часовых гонок. Дистанция была выбрана необычно длинная – длина круга составляла 103,18 км, и проходить его предстояло по шесть раз каждый день. Таким образом, предстояло преодолеть более 1200 км за два дня. Большая часть пути пролегала по гудронированным шоссе, верхнюю часть которых (так называемую одежду) образовывал укатанный гравий, политый частыми продольными полосками гудрона.
На старт были заявлены 34 машины. Участвовали десять французских компаний: Clément-Bayard, Hotchkiss, Gobron-Brillié, Darracq, Vulpes, Brasier, Panhard, Grégoire, Lorraine-Dietrich и Renault. Две команды представляли Италию (Fiat и Itala), а еще одна – Германию (Mercedes). Большинство выставили по три машины, а ресурсов Gobron-Brillié и Vulpes хватило только на одну. В свою очередь, Grégoire участвовал в гонке двумя машинами. Заметьте, не было представлено ни единой американской или британской машины, хотя гонщики из США и Великобритании принимали участие.
Снаряженная масса каждой машины ограничивалась 1000 килограммов, также лимитировалась норма топлива – не более 30 л на каждые 100 км пробега. В отличие от многих гонок, не требовалось окрашивать машины в национальные цвета (белый –Германия, желтый – Бельгия, красный – Италия, синий – Франция и т.д.). Так что не стоит удивляться - машины Renault были красные. Все эти условия выдвигала организация под названием Association Internationale des Automobile Clubs Reconnus (Международная ассоциация признанных автомобильных клубов, AIACR), предшественник нынешней Fédération Internationale de l'Automobile (FIA).
Это было соревнование не только автомобилей и их концепций (цепная главная передача или кардан, бобина зажигания или высоковольтное магнето), но и шинников – в Ле Мане схлестнулись Continental, Dunlop и Michelin. Так, Michelin впервые предложил шину на съемном ободе, что ускоряло смену проколотого колеса и, в конечном итоге, обеспечило победу Renault и гонщика Ференца Шиша.
На стартовой решетке в местечке Монфор-ле-Женуа машины располагались в соответствии с полученными номерами, причем в дополнение к цифрам присваивались еще и буквы: A, B, C, если команда выставляла три экипажа, A и В – если два, и только А – если единственный экипаж. Машины, помеченные литерой «А», стояли в первой шеренге, с литерой «В» – во второй. Тем же, у которых на номере красовалось «С», предстояло стартовать с отдельной линии в стороне от трассы, чтобы не мешать другим.
Старт давался с 1,5-минутными интервалами, за что (как и за чересчур длинный круг) впоследствии гонку раскритикуют. Первая линейка ушла в 6:00.
На третьем круге гонки вперед вырвался венгерский гонщик Ференц Шиш на Renault. В дальнейшем он накопит такой отрыв от остальных участников, что даже поломка задней рессоры не повлияет на результат. По итогам двухдневного дерби Шиш станет первым, вторым придет Феличе Надзарро на Fiat, третьим – Альбер Клеман на Clément-Bayard.
Любопытны нюансы правил этих соревнований. Первый этап 26 июня Шиш завершил с результатом 5:45:30:4, позади него в 26 минутах шел Клеман, далее, в 15 минутах – Надзарро. Поэтому на другой день они стартовали в, соответственно, 5:45, 6:11 и 6:26 утра. Кроме того, едва ли не впервые на этих соревнованиях было применено понятие parc fermé, т.е. закрытый парк, в который до второго этапа помещались машины участников. Активисты АКФ внимательно следили, чтобы ни одна душа не проникла туда. Более того, из парка автомобили выводили на старт лошадьми, которых до этого специально тренировали, чтобы те не боялись хлопков двигателей. Поскольку отлаживать машины запрещалось только в закрытом парке, прямо на линии механики и пилоты начинали лихорадочно что-то доводить под капотами.
То лето во Франции выдалось необычайно жарким, дневные температуры поднимались выше 40 градусов по Цельсию. Гудрон плавился, и его ошметки летели в глаза пилотам. Из-за этого произошло несколько сходов и аварий. В первый день пилот Эдмон заехал в боксы, чтобы заменить заляпанные гудроном очки, но комиссары гонки сочли это заменой оборудования и запретили. Эдмон продержался еще два круга и сошел с дистанции. Наутро Женаци и Лянча снимутся с соревнования по причине сильнейшего раздражения глаз.